Атрибутивные предметы

Атрибутивные предметыТаким образом, в общественном восприятии чаша издавна играла исключительную роль в ряду прочих атрибутивных предметов. В этом смысле она может быть отнесена к сфере социальной символики. В церемониальном общении бокал-«нуазан» знаменует народное признание, соотносимое изначально с боевыми успехами, а впоследствии — преимущественно со старостью. Помимо этого, по утверждению В. С. Уарзиати, «особенностью ритуальных возлияний было непременное заполнение сосуда. Полная чаша представляла собой символ всех обрядов и идей, связанных с плодородием, богатством и изобилием. Хотя она играет как бы вспомогательную роль емкости для напитка, ее функции в контексте ритуала очень важны». Относительно атрибутов ритуала имеются довольно подробные наблюдения: «Для питья они употребляют рога, что я видел также у грузин и, кроме того, к крайнему моему удивлению, употребляемые в северной Германии деревянные кружки, а в торжественном случае— бокалы, формы, с древних времен известной в Германии».

Интересно», hjo,, в бытописательной литературе, относящейся к осетинам, ритуал. круговой чаши запечатлен в его архаическом виде. В. Б. Пфаф замечал, что бокал «безостановочно, при многочисленных тостах обходил вокруг стола». По свидетельству В. Ф. Миллера, «поднимая стакан, осетин, знающий этикет, снимает папаху и начинает причитывать разные пожелания и благословения всяких дзуаров: Уастырджи, Уацилла и Рекома: Все присутствующие обнажают головы и повторяют: „Оммен“. Затем наливают следующему по иерархической лестнице, и это продолжается, покуда кувшин не опустеет». Круговая чаша, спускаясь по иерархической, т. е. возрастной лестнице и возвращаясь обратно к старшему, ритуально замыкала круг присутствующих, что еще раз подчеркивает целостность и единство обрядового сообщества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

58 − 49 =

Copyright © 2015. All Rights Reserved.