Черта поминок

Черта поминокХарактерной чертой поминок в день похорон было также то, что все молитвословия произносились старшим единолично, причем он не должен был приходиться родственником покойнику. «Ни один из членов семейства, в доме которого было устроено торжество, все время ничего не ел, и только старейший из них по настоятельной просьбе некоторых гостей выпил несколько рюмок араки и съел небольшой кусок мяса».

«Нуазан» и «хай», преподносимые старшим за столом старшему из рода умершего, — непременный акт поминального этикета. Незадолго до окончания поминального застолья старшие приглашали к столу близких умершего — сына или брата, второго старшего в семье и третьего— кого-либо из его рода. Всех наделяли бокалами-«нуа — зан», чтобы дать им возможность выразить благодарность приехавшим. Сын умершего должен был молча присутствовать на церемонии, приглашенным близким предписывалось стоять возле стола.

Поминальным этикетом было предусмотрено, чтобы слово получил и один из приехавших на похороны. Он не только выражал собо-. лезнования, но и благодарил всех, включая младших, обслуживающих гостей, за достойное поведение и приличествующий ситуации прием.

Завершение поминального, как и любого другого застолья, маркировано: «…из комнаты вынесли на доске несколько бараньих и бычьих голов. Это — намек на окончание поминок… Как только принесенные головы были разрезаны на части, за исключением одной, переданной почетному старцу, этот последний встал, поднял переданную голову быка и чашу араки, произнес длинную речь, восхваляющую радушие хозяина, и предложил выпить по последней рюмке за Уастырджи — самого главного святого для осетин. За Уастырджи обязан выпить каждый осетин… никто после этого тоста не смеет провозгласить новый». Таким образом, особенности поминального застолья составляло обычное для других застолий маркирование его начала и завершения.

Уже указывалось, что «гомерические тризны осетин)) носили цикличный характер, на это обратили внимание многие авторы. Так, В. Ф. Миллер писал: «На нихасе считают, сколько человек в ауле умерло в течение года, и на столько частей делят весь аул. Каждая семья, у которой был покойник, должна нести расходы по разверстке по числу покойников в ауле, т. е. справлять поминки с ближними соседями». Вопрос об устройстве поминок приобретал статус общественно значимого события. По свидетельству Ф. И. Ле — онтовича, «при первом значительном поминовении Хурнека — гости, не разъезжаясь, назначают, кому очередь в следующем году делать в Дигории такое же поминовение, и в знак согласия подносят ему на собрании большую чашку пива и кость с мясом, после чего он не вправе отказаться от празднования Хурнека».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 1 =

Copyright © 2015. All Rights Reserved.