Демократические общества

Демократические обществаПочести воздавались не только по сословному праву, но и по принципу, замеченному Г. Е. Гордеевым: «Чем сильнее род, тем более уважается, ибо на Кавказе право сильного является во всей наготе» {91, № 29). Правящий род должен был отвечать этим требованиям. Можно допустить, что подобные критерии авторитетности действовали не только в демократических обществах. Поэтому упомянутый ранее эпический Урузмаг, хотя бы и исполняющий в приведенном сказании пастушеские функции, будучи воином, вовсе не был намерен прощать алдару его пренебрежение. Нам не удалось обнаружить в источниках прямых указаний на особенности этикетных взаимоотношений между сословиями «фшрсаглжг» и «каевдасшрд». Однако косвенные доказательства категорического неприятия одними поведенческого кода, адресуемого другим, свидетельствует в пользу поведенческого приоритета «фаврсаглшг». По замечанию Ю. М. Лотмана, «общество, осмысляя поведение отдельной личности, упрощает и типизирует его в соответствии со своими социальными кодами. Одновременно личность как бы доорганизовывает себя, усваивая этот взгляд общества. И становится „типичнее" не только для наблюдателя, но и с позиции самого субъекта".

Нартовский Сырдон— незаконнорожденный, т. е. «каевдаесард», который не вправе не только сидеть в присутствии феодала, но даже входить в помещение пирующих алдаров: «Зайди в наш дом… сядешь за стол с другими нартскими гостями. — Но Сирдон им сказал в ответ: — Что вы только говорите! Да разве я осмелюсь сидеть рядом с ними? Они, мои алдары, разве позволят мне это?». Эпос, отражающий преимущество воинских мировоззренческих установок над сословно-иерархическими, свидетельствует вместе с тем о наличии явного этикетного превосходства алдаров, в том числе и над средним сословием. «Фаерсаглаег», чтобы догнать и вернуть алдара, отправившегося в боевой поход, не забывает почему-то надеть свою «похоронную одежду». По-видимому, он отважился на довольно рискованный и наказуемый поступок, что подтверждается реакцией алдара на его появление: «Ишак, фарсаглаг! Ты ко мне как дерзнул приехать?» {Там же). Действия эпических персонажей различных сословий в приведенных сюжетах— яркий пример осмысленного поведения в рамках определенной социальной группы, в данном случае — сословия. Это тот уровень поступков, которому в определенной системе культуры приписывается общественное значение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 6 = 13

Copyright © 2015. All Rights Reserved.