Дополнительная оппозиция

Дополнительная оппозицияПогребально-поминальные обряды актуализируют дополнительную оппозицию «близкий — дальний» как в отношении родства, так и в отношении знакомства, предусматривающую различные поведенческие шифры. Интересна стабильность построения женщин в шеренги, когда учитываются возраст и степень близости, «предводительство» самой старшей. Четкость шеренгового построения, возможность легко ориентироваться в нем, слаженность действий, выраженность лидера не оставляют сомнения, что эти явления — удержанное в этикете и зафиксированное им воспоминание о былой действенной значимости, социальной активности женщин. Добавим, что мужчины и женщины осуществляют единый поведенческий эталон в обряде оплакивания, но последние — в развернутом его варианте, с временным перевесом.

По статусу ритуальной значимости нельзя не упомянуть о празднике «каехцгаенген», сопровождающем рождение мальчика: «Всякий дом, где есть новорожденный, должен зарезать какую-нибудь скотину, принести ее обществу, засвидетельствбвав о новорожденном мальчике. В сборном месте, куда собирается село для празднования к&хцган&н, обыкновенно по числу зарезанных животных… определяют количество родившихся мальчиков в селе за настоящий год».

Как любой общественный праздник, «каехцгжнген» включал развлекательные, состязательные мероприятия и относился к числу событий, в которых обрядовая роль принадлежала и женщинам. Но женщины праздновали его в уединении от мужчин. Отношения оппозиционного цикла «гость— хозяин» складывались так, что приглашенные считались гостями всех устроителей торжества и каждого из них в отдельности. Аналогичным по масштабу был праздник «сунат каенын», сопровождавший обряд обрезания среди осетин-мусульман.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + = 14

Copyright © 2015. All Rights Reserved.