Исключительное положение

Исключительное положениеНекоторые установления этикета символически обозначают исключительное положение афсин среди женщин, что выражается в полагающейся ей традиционной доле с мужского пира— «аефсины хай». Действие это инициировалось самим старшим. Сюжеты, упоминающие о доле афсин, встречаются и в эпосе. Возможно, мифологический сюжет и само обрядовое действо хранят память о некогда правомерном участии женщины в битвах, а значит, и в воинских пирах, — «даже женщины участвуют в войнах наравне с мужчинами». Впоследствии память об этом сохранялась в форме символического приобщения женщин к пиру воинов, но только «старшей», т. е. избранной, лидирующей. В связи с этим примечательно существование этикетной атрибутики аефсин: на ее поясе «непременно висит связка ключей. При ключах висит и нож, чтобы резать сыр, масло, мясо, сало, мед и др. Хозяйка со своими ключами и ножом никогда не расстается». Не исключено, что нож, этот своеобразный символ оружия, — один из компонентов «символов власти», упомянутых тем же автором. Во всяком случае ни одна другая женщина, даже если этого требовали ее хозяйственные обязанности, не могла привешивать нож к поясу.

Афсин не только была наделена «неограниченным правом командования» на женской половине, она пользовалась определенным влиянием на мужчин. Юноши отдавали афсин те же почести, что и хистару, вплоть до запрета обращаться к ней непосредственно. Интересно, что и сейчас во время традиционных массовых событий осетин мужчина-распорядитель именуется «аефсин». Информативен сам термин «аефсин», свидетельствующий об экстраполяции на семью понятий социального, общественного значения, а также фокусирующий былой, возможно, более значительный социальный статус женщин. «Афсин в других иранских языках засвидетельствовано как титул „господин", „правитель" в применении только к мужчине, тогда как в осетинском оно применяется к женщине и значит „хозяйка дома", „старшая женщина в доме"». И все же замечания о том, что афсин пользуется правом «хозяйки дома» следует связывать с женской половиной хадзара, где в полной мере действовала ее власть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + = 30

Copyright © 2015. All Rights Reserved.