Кодекс поведения

Кодекс поведенияВ указанной ситуации «чувство стыдливости», или «афсарм», — кодекс поведения, определяющий осетинские идеалы нравственности в контексте семейного воспитания. Нам представляется, что эта категория наиболее объемна. В рамках семейной общины афсарм с биосоциальных позиций структурировал родственные отношения. Этикетное общение с родителями актуализировалось посредством стереотипов, преимущественно межвозрастных и гендерных. Как утверждал С. В. Кокиев, «я знаю такие примеры, что 60-летний старик во всю свою жизнь не позволил себе никогда показаться в одном белье или неодетым своим престарелым родителям, которые почти ничего не видят и не слышат.

Таким образом, мальчиков активно привлекали к исполнению норм общественного этикета. Хотя юноши еще находились в семье и действовали как ее члены, они уже участвовали в оппозиционных эти — этикетных отношениях социального соподчинения, исполняли все регламентации исходного уровня общественной этикетной иерархии. Церемониал гостеприимства— это акт переходного значения из семейного этикетного круга в общественный, поэтому обязательный для всех: «точно в таком воспитании, состоящем в прислуживании всякому гостю, заключалось домашнее воспитание и занятие всякого порядочного горского мальчика, и кто преуспевал в этом, тот заслуживал особенную лестную репутацию в околотке и получал часто от гостей подарки, вроде газырей, пороху, пули и т. д. Из него воспитывался хороший наездник, так как ежедневно он джигитовал на лошадях приезжих гостей и водил их со своими сверстниками на водопой». Упоминание о сверстниках не случайно, и в данном контексте оно дополнительно подтверждает факт высокой солидарности внутри поколений. Кроме того, этикет гостеприимства предполагал деятельное присутствие большого количества младших. «Пусть твои сыновья принимаются убирать оленя и колоть дрова, как подобает кастарам ».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 63 = 71

Copyright © 2015. All Rights Reserved.