Обряды похорон

Обряды похоронЦелесообразно начать с обрядов собственно похоронных. Несмотря на утверждение А. М. Шегрена о соединении всех верований в обряде похорон, основные церемонии имеют неизменный характер. После омовения покойника его одевают в новую одежду. По свидетельству К. Л. Хетагурова, «платье ему начинают шить, как только безнадежность больного становится очевидной». В случае же внезапной смерти «все Сверстники покойного жертвуют ему: кто черкеску, кто шапку, кто бешмет, кто ремень и пр. Если покойник женского пола, ее обязаны одеть родители и родственники, впрочем, обходятся и без них », В первом случае, о котором пишет К. Л. Хетагуров, символизируется принадлежность к кругу ровесников как первичному социуму, преобладание общественных функций мужчины, что находило свое подтверждение и в некоторых особенностях ритуала прощания.

В главе, посвященной семейному этикету, мы упоминали о том, что тело покойного до выноса устанавливали около очага, т. е. в центре хадзара, не считавшемся в народном этическом восприятии местом, достойным для времяпрепровождения мужчин. Принципом «мужчина в доме — гость» не пренебрегали и в этом случае. Поэтому, независимо от пола умершего, «до дня похорон покойник оставался на скамье в хадзаре, его окружали исключительно женщины». Это не означало, что мужчины не участвовали в прощании: «Мужчины, став в дверях, четыре человека рядом, берут в правые руки плети, а левою закрывают глаза, потом затянув слово „ада — дай“ медленным шагом приближаются к покойнику и в такт бьют себя плетью. Дойдя до покойного, перестают петь и бить себя, а дотронувшись до покойника обеими руками, уходят назад… Плети передаются новым охотникам, заступившим на их место у порога».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 3 =

Copyright © 2015. All Rights Reserved.