Общинное управлении

Общинное управленииК участию в общинном управлении допускались все возрастные группы мужчин, а в этико-педагогических целях на нихасе могли присутствовать даже мальчики. Нихас составлял коммуникативное ядро всей общины не только как центральный орган решения общественных вопросов, но и как место проведения некоторых общинных празднеств. Особенности общественного этикета принимали здесь наиболее отточенное выражение. В этом смысле нихас был своеобразной горской школой, где могли полнить развитие ум, ловкость, физическая сила и т. д. Но поскольку принцип проведения нихасов на всех иерархических ступенях оставался неизменным, с позиций этикета можно говорить лишь об усугублении регламентаций, отметив тождество набора коммуникативных оппозиций. С данной точки зрения целесообразно рассматривать их на примере нихаса сельской общины.

Устройство нихаса основывалось на единых правилах этикетной организации пространства. Достаточно вспомнить хадзар с соответствующим набором вариаций — это либо все та же длинная скамья, на которой размещаются по возрасту, либо все сидения, расположенные рядами. Круг, овал, полукруг занимали у осетин совершенно особое место в организации пространства, к такому построению нам еще не раз придется обратиться в дальнейшем. Принцип «почетный— менее почетный» принимал на нихасе наглядное выражение в возрастном приоритете, что не вызывает сомнений. Особенно следует выделить место «хъаеуы хистаер», являвшегося одновременно хистаром и на нихасе. Г. Д. Чиковани отмечает в связи с этим нихасы сел Лац и Калаки, где камни, для хистара и других старейшин были в большей или меньшей степени обработаны и имели форму скамей и кресел. Как и в хадзаре, престижное место маркировалось не только специальной отделкой, но и расположением в пространстве: «Во главе всех сидел Урызмаг на нихасе». «Вокруг него семь молодых людей, семь других молодых людей в стороне». Подобных наблюдений немало, но и приведенного достаточно, чтобы удостовериться в закономерности выбора мест для старших в центре либо во главе собрания, т. е. условно на некоторой высоте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

56 − 47 =

Copyright © 2015. All Rights Reserved.