Обязательные поминки

Обязательные поминкиН. С. Мансуров, говоря о существовании многочисленных обязательных поминок, указывал и на так называемые «случайные», которых «в году бывает много», утверждая, что «каждый осетин считает главною своею обязанностью освободиться от тяжкого ярма, наложенного на него древним обычаем и беспощадным общественным мнением, поскольку его будут презирать как недостойного члена общества».

Нормативные устои, восходящие к культу предков и характерные для поведения на кладбищах или вблизи них, описаны А. М. Шегреном: «Три дня кряду после похорон родственники покойного собираются на могиле плакать и молиться. Потом целый год собираются для того же в пятницу вечером. Осетинки сперва садятся в кружок, плачут и колотят себя, потом встают, выстраиваются в несколько шеренг— ближайшие родственницы впереди, и начинают петь „ада-дай“, колотят себя руками в голову, обратясь к могиле лицом. Ударят себе раз до 50, и молитва кончается. Тогда каждая подходит к могиле, Дотрагивается до нее обеими руками… потом все женщины обходят Усопших родных, перед каждою могилою раза четыре ударяют себя в лоб, скажут столько же раз „ада-дай“ и, дотронувшись рукою, произнесут: „Пусть земля вам будет легкой!", расходятся по домам. Мужчины в этих плачевных поминках не участвуют, предоставляя их бабам».

Памятуя о большей архайке поминально-похоронных обрядов, отметим, что ведущее роли повсюду, за исключением застолья, принадлежат женщинам, своими действиями обеспечивающими благоволение предков. Семейства старались хоронить рядом, кладбища подлежали уходу: «Кладбищу оказывается большое уважение, там нельзя постороннему человеку ни сидеть, ни ходить». Отождествление кладбища со священными местами было характерно и для скифов. «Когда Дарий… постепенно вторгался в их пределы, они, понемногу отступая, дошли уже до~самых краев пустыни. Наконец он спросил их через послов, когда же они положат конец своему бегству и начало борьбе. Они отвечали, что у них нет ни городов, ни возделанных полей, за которые стоило бы сражаться; но зато, когда он дойдет до гробниц их отцов, то узнает, как обыкновенно сражаются скифы».

Выше уже упоминалось, что со дня похорон в течение года близкими родственниками покойного соблюдался траур, который выражался не только в «черном платке, на голову повязанном». По свидетельству К. Л. Хетагурова, «траурный наряд женщины составляли длинная рубаха из грубого черного сукна и черный платок. Шелк и серебро встречались только в свадебных и очень редко в погребальных обрядах».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 5

Copyright © 2015. All Rights Reserved.