Осетинская семья

Осетинская семья«Хадзары хицау» обладал неограниченными правовыми полномочиями в рамках семейной общины: «Глава дома — это живой закон осетинской семьи». В своей семье он решал вопросы общинного уровня. В ситуациях же, когда проступок превышал уровень обсуждения на семейном совете, а приговор был вынесен общественными судьями, окончательное решение все же было оставлено за хицау. «Только он может казнить смертью жену или сына. Народная сходка объявляет приговор, но казнь над членом семьи должен выполнить сам владыка ее».

Легко заметить, что почти все авторы главу семьи называет «отцом», рассматривая в связи с этим оппозицию «отец — сын», между тем как реальная расстановка родственного этикета полностью укладывается в возрастную оппозицию «старший— младший». Почести отдавались всем старшим в семье независимо от степени родственной близости. Более того, с точки зрения традиционного внутрисемейного этикета грубейшим нарушением^ было особое внимание к собственным детям или родителям, выделение их каким-либо образом из среды их ровесников.

Механизм почитания старшего усиливался в отношении хицау вне зависимости от реальной родственной с ним связи каждого из членов семейной общины: «Осетины питают страстную любовь к своим родителям, предкам и вообще старшим. Господство главы семейства, деда, отца, дяди или старшего брата признается безусловно. Молодые люди в присутствии его никогда не садятся, не говорят громко и ему не противоречат». Источники подтверждают, что подчинение хицау— категория не столько дисциплинарного, сколько морально-нравственного порядка. Абсолютное почтение к хицау было фактором, усиливавшим авторитет личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

47 + = 50

Copyright © 2015. All Rights Reserved.