Осетинские похороны

Осетинские похороныТраур для ближайших родственников был обязателен в течение, года либо сорока дней: «После похорон мать, жена и сестры должны находиться в трауре. Мужчины же, близкие и дальние родственники, в течение года не должны брить бороды, не стричь волос и не есть мяса». Хотя осетинские похороны сопровождаются, как уже отмечалось, четкой последовательностью определенных действий, они отчасти вариативны в зависимости от статуса умершего и наглядно демонстрируют определенность функций и социальную значимость каждой половозрастной группы родственников. Несмотря на высокое значение степени родственной близости, преобладают возрастные и гендерные стереотипы, никоим образом, однако, ситуативно не изменяющие общей структуры этикета.

Единственное исключение— ситуация приема гостя в хадзаре, когда хицау становился вторым лицом, а его место занимал гость. «При иностранце или госте соблюдают больше церемоний — хозяева считают большой неучтивостью есть при госте, пригласив его на почетное место, убранное подушками, и усадив на них, они должны прислуживать ему». Одновременно существовали и правила другого плана, касавшиеся собственно приготовления пищи и процесса еды: «Все, что касается приготовления и приема пищи обставлено у осетин чрезвычайной обрядностью и даже таинственностью. Женщина, приготовляющая пищу, обязана предварительно вымыть чисто руки, будь это в десятый раз, засучить рукава, и т. д., иначе приготовления никто не станет есть. Осетин никогда не приступит к пище, пока не воздаст должное торжественно Богу, своим святым». Источники подтверждают, что такие действия предшествуют каждому будничному приему пищи. «Перед началом обеда старшина поднимается на ноги и за ним все. С кубком в руке он держит к присутствующим речь». Кроме того, «перед едой читают много молитв. Непристойных речей за столом не терпят. Едят вообще мало. Невоздержанность в еде вообще считается большим пороком, а воздержанность, хотя бы доходящая до голода — признаком хорошего тона. Как перед едой, так и после еды, слуга приносит медный таз, кружку с водой, мыло, полотенце и обходит вокруг сидящих за столом, и они моют руки». Поскольку описан обед в семье, можно сделать вывод, что он мало отличается от обеда праздничного, устроенного в честь гостя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =

Галерея
9164 9752 10634 11623 13640 21815

Copyright © 2015. All Rights Reserved.