Особенности архаического жизнеустройства

Особенности архаического жизнеустройстваАнализ особенностей архаического жизнеустройства, архетипических моделей поведения осетин во многом связан с проблемами реконструкции патриархальной семейной общины. Теоретические аспекты и конкретные разработки этого важного традиционного института представлены в этнографической литературе. Исследования семейной общины других кавказских народов фактически подтверждают и делают правомерным распространенное в кавказоведении мнение о большей ее устойчивости в Осетии. Помимо прочих объективных причин такая форма семьи поддерживалась и силой общественного мнения — важнейшего фактора в рамках любого традиционного общества.

Впервые на существование больших семей у осетин обратил внимание Л. Л. Штедер, отметив «многолюдные семейства, размещавшиеся в каменных постройках, укрепленных башнями». Если сопоставить все прочие упоминания в хронологическом порядке, то легко убедиться, что описания различных авторов дополняют друг друга в воссоздании единой системы семьи. А. Гакстгаузен в 1857 г. писал: «Каждая чета имеет свой домик, состоящий из одной только комнаты, таких домиков от шести до восьми в одном дворе». В последующем В. Б. Пфаф приводил такие же наблюдения: «В каждом дворе живут по нескольку семейств». М. М. Ковалевский указывал, что «не только отец живет вместе с сыновьями и внуками, но тут же в одном дворе помещаются и дяди, и племянники, не считая в этом смысле детей». Что же касается количества родственников, то «осетинский двор в разных местностях представлял особую группу лиц в 30, 40, 60 и даже 100 человек или около того». Уже в конце XIX в. А. Е. Россикова замечала: «Насколько патриархален был осетин можно судить по тому, что в горных аулах до сих пор не редкость семьи в тридцать и сорок человек».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 1 =

Copyright © 2015. All Rights Reserved.