Персональное место

Персональное местоУ «нихасы хистаер» было персональное место — «хистаеры бандой» или «хистаеры дур». Организация прочих мест также соответствовала хадзарной — соотношение по степени почетности определялось дистанцией, отделявшей эти места от «нихасы хистаер». Попытка реконструкции расположения общинников на нихасе была предпринята А. Р. Чочиевым, и нет оснований ставить ее под сомнение: «Хиставртае восседали на нихасе полукругом, остальные стояли. Ближе всех к хистарта стояли тридцати — сорокалетние мужчины, «са далийта» стояли мужчины помоложе— 30-25 летние, а еще ниже— молодежь». Этикетное пространство у осетин передают термины, дословно переводимые как «выше», «ниже», «вровень», что соответствует реальным принципам организации системы общественного соподчинения.^Специфично то, что внешнее сохранение образцов, заданных половозрастной стратификацией взаимоотношений, проецировалось и на социально, сословно дифференцированное общество.

Нихас, являясь реминисценцией архаического общественного уклада, постулировал установленные некогда нормы, сохраняя их внешнее выражение в полной функциональной достоверности. Отчасти это послужило поводом для предположения о «неподвижности обычаев старины у осетин». Игравший значительную роль в жизни осетинских селений вплоть до начала XX в. нихас вместе с тем строго следовал древним правилам, которые неукоснительно соблюдались. К управлению институтом нихаса привлекались наиболее авторитетные старшие. М. М. Ковалевский замечал: «…и поныне осетинские народные сходы или нихасы ничего не решают, не отобрав предварительно мнения стариков».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

55 − 50 =

Галерея
9164 9752 10634 11623 13640 21815

Copyright © 2015. All Rights Reserved.