Повиновение родителю

Повиновение родителюУважение, которое осетины привыкли оказывать старшим по летам, отражено и в их поговорках. „Пусть бык воду выпьет, а теленок и лед оближет, что означает — лучшее питье и лучший кусок пищи принадлежат тем, у кого больше возраст. Сын не смеет сесть при отце или вкушать пищу в его присутствии иначе, как с его формального разрешения. Безусловное повиновение родителю и неограниченное право последнего наказывать своих детей — вот те два начала, на которых построено отношение старого и молодого поколения в Осетии».

Наблюдений подобного рода достаточно в осетиноведческой литературе. Можно привести, к примеру, такое: «Власть родителя над детьми велика и не кончается даже тогда, когда они достигают совершеннолетия. Взрослые сыновья не имеют права сидеть в присутствии отца». Четкий принцип старшинства прослеживается не только в явных ситуациях взаимоотношений молодежи со стариками, но и в случаях незначительного возрастного превосходства: «Господство… дяди или старшего брата признается безусловно. Молодые люди в присутствии его никогда не садятся, не говорят громко и ему не противоречат». Здесь проявляется та же социовоз — растная иерархия с соблюдением регламентаций, исполняемых неукоснительно, чему немало подтверждений в источниках. Ситуации «отец — сын», «младший брат — старший брат» отождествлялись. Старший брат и по адату имел приоритет, почти приравненный к отцовскому: «Наказания или взыскания, налагаемые на’признанных виновными, исполняются отцом или старшим братом».

В повседневном этикете «младшие сыновья и братья заменяют всякую прислугу». При этом «младший брат во всем слушается старшего, служит ему». Это подразумевает оказание тех же почестей, что и старику: «Обычай заставляет уважать преклонный возраст. Во веек случаях старшина говорит первым, молодой человек уступает ему свое место, стоит в его присутствии, зажигает ему трубку, подает ему первому еду, слушает его совет, допускает его вмешательство, и старость во всех случаях жизни имеет преимущество». Все эти преимущества предоставляет не только старость, но и обыкновенное, порой эесьма незначительное старшинство. Были строго регламентированы все уровни возрастных отношений как между, так и внутри каждой половозрастной группы. Поведение среди ровесников было свободным только в уединении, если отсутствовали не только старшие, но и младшие, которые в той же степени стимулировали строгое соблюдение возрастных стереотипов. Даже в обществе ровесников в официозных обстоятельствах действовал принцип «иу боны хистар» — «хоть на одиц день, да старше». Эпические близнецы Урузмаг и Хамыц не знали, кто из них старше, поэтому не могли жешщ>ся; один раньше другого,, боясь обидеть друг друга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 2 =

Copyright © 2015. All Rights Reserved.