Приготовление пищи

Приготовление пищиПравила, довольно строгие, сопутствовали даже приготовлению пищи {Там же, с. 95). Отношение к трапезе как некоему социально значимому действию подтверждает факт, засвидетельствованный М. М. Ковалевским: презираемого всеми члена общества наказывают тем, что «сидеть с ним за одним столом или пить с ним из одной чашки никто не согласится». В народном сознании это настолько тяжкое наказание, что «убийце не остается иного исхода, как покинуть родину» {Там же, т.2, с. 125).

Стол, выставлявшийся самому хистару, отличался от прочих столиков отнюдь не большим разнообразием или обилием пищи, а лишь определенными этикетом долями. «Фынг» накрывался стандартно, в этом смысле информативно наблюдение А. М. Шегрена: «Барашки вареные, по кускам разрезанные, в середине, а по1 краям куски хлеба или пирога». Любопытно, что расположение пищи на столе соответствует общим и единым правилам организации этикетного пространства у осетин: мясо, как исконная мужская пища*, занимает престижное центральное место, а пирог— изначально женское приношение, менее престижное — по краям.

Всеми правилами застольного этикета управляют «нравственные начала, влияющие на устройство жизни, начиная с жилища, одежды, пищи и т. д.». Одним из таких начал С. В. Кокиев считал безусловное уважение к старшинству лет, которое находило выражение в уже рассмотренных правилах распределения пищи и этикетной проксемике.

Этикетное пространство осетин, как уже указывалось, организовано таким образом, что наиболее почетное место находится справа, в центре, во главе. Неизменно и то, что открывать пир должна молитва хистара Единому Богу, а заканчивать — пожелания изобилия и благ. Этикет старшинства в организации пространства уже рассматривался на примере хадзара, а также на нихасе. Ограничимся следующим описанием: «Пришли гости на кувд. Здесь Созрыко усадили ниже трех старших, сидящих во главе ряда. Сослана, так как он младше Созрыко, усадили посередине ряда. Батраз же, младший, сел с юношами». Урузмаг, опасающийся нападения, специально просит разрешения разместиться не по правилам этикета, т. е. занять не предписанное ему возрастом место. В источниках неизменно фиксируется особое отношение к таким местам: «Если старший опаздывал, и место его уже занято, то по приходе его младший проворно вскакивал и уступал место».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 2

Copyright © 2015. All Rights Reserved.