Принципы общественного этикета

Принципы общественного этикетаИменно нихас, фиксировавший внутреннюю Структуру сельской общины и обеспечивавший ее единство, сплачивал общество вокруг ключевых принципов общественного этикета. В связи с этим вполне естественна высокая степень семиотичности всего на нем происходившего. В качестве маркирующих признаков участника схода вьь ступали не только способ и мера его участия в собраниях, подтверждающих «весомость» голоса и круг оказываемых почестей, но и само место, которое ему дозволено было занять в этикетном пространстве, его одежда, поза и т. д. Символичность проведения нихаса, вся его атрибутика, как и в хадзаре, имели сущностное социальное содержание. Как и в хадзаре, общая пространственная соотнесенность, степень близости к месту хистара отражали уровень этикетных ожиданий каждого в традиционной иерархической структуре общины. В числе прочего это относится к оппозиции «ближе — дальше», «справа — слева». Таким образом, этикетная проксемика хадзара воспроизводилась и на нихасе. Здесь также имелись объекты-границы, т. е. локативы, которые в хадзаре упорядочивали жилое, а на нихасе открытое коммуникативное пространство. Однако в хадзаре и символика полномочий, и круг оказываемых почестей соответствовали нормативным возможностям каждого члена семьи, в то время как на нихасе внешнее проявление этикета не всегда соответствовало объективной системе соподчиненности в социуме и значимости каждого отдельного человека.

Если в самом общем смысле рассматривать этикет как своеобразное установление взаимных обязательств, отражающих санкции по отношению к личностное точки зрения господствующих в обществе критериев статусное™, то очевидно, что нихас —,как коммуникативный центр осетинских обществ — основывался ца внешних проявлениях принципа половозрастной стратификации. Визуально зафиксированная суть хадзарного этикета, его схема, была репродуцируема на более высоком уровне социума. Межсословные отношения не прерывали прежних, реликтовых, но включались в них во внешнем проявлении. Что же касается нихасов, собирающих все общество, то высшему сословию на них был отведен приоритет старшинства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

93 − = 92

Copyright © 2015. All Rights Reserved.