Проявление этикета

Проявление этикетаЗаконодательно закрепленная в 1870 г. сословная структура осетинского общества в полной мере не отражала особенности традиционно-иерархического социального общения, накопившего определенный фонд символов, воплощавшихся во внешнем виде, вербальных, кинесических, проксемических, гендерных стереотипах, фольклоре, различных проявлениях этикета. А. Гакстагузен отмечал: «В Северной Осетии существует особое дворянство». Несколько нарушая последовательность изложения, предположим, что эта особенность, своеобразие «осетинского дворянства», помимо прочих объективных обстоятельств, выражалась в исполнении высшими сословиями поведенческих норм, порожденных патриархальными устоями, т. е. изначально патриархальных. Известны ситуации, фиксирующие распространение общинной власти над представителями высших сословий.

Любопытно, что определяющей, специфической чертой, а также стержневой категорией межсословного общения осетин было родство, как искусственное, так и кровное. Аталычество, институт чрезвычайно распространенный и популярный у народов Северного Кавказа, приводил к установлению условного родства между семьями разных сословий. В демократических «вольных обществах» распространение родового имени «сильных фамилий» на людей, искавших их покровительства, устанавливало такое же искусственное родство. Интересно, что градация этикета межсословных взаимоотношений изначально основана на реальном кровном родстве, связывавшем феодальное сословие с социально и экономически зависимыми от них низшими сословиями— «каевдаесард» и «кумаяг». «Каев — даесаерд» — человек из низшего сословия, рожден от алдара его побочной женой — номылус. М. М. Ковалевский писал: «обычное право разделяет детей: 1) от главной жены; 2) от второстепенных жен, или номулусов, так называемых кавдасардов или кумаяков». Анализируя особенности их взаимоотношений, ученый отметил: «Первая жена, как принадлежащая обычно к высшему сословию и Старшая по возрасту, пользуется наибольшими правами в доме мужа и окружена соответственно большим почетом». Таким образом, в рамках семьи феодала была представлена модель характерной дпя осетин весьма специфичной сословной структуры. Это, возможно, обосновывает утверждение о патриархальном контексте межсословных взаимоотношений осетин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 88 = 94

Copyright © 2015. All Rights Reserved.