Социальные акценты

Социальные акценты«Каевдаесард» как сословие перестали существовать после реформ 1864-1867 гг., но в народном мировоззрении еще долго сохранялись прежние социальные акценты. Этому не противоречат следующие наблюдения, относящиеся к началу XX в.: «Хотя народ осетинский и делится на дворян и вольных людей, но сам по себе он глубоко демократичен и не признает неравенства сословий. Самый простой осетин не считает себя ниже первого своего алдара., хотя в силу обстоятельств он и может над собой признать его власть. Не звание и чин вызывают в нем чувство уважения».

Группа «фаерсаглаег» находилась под покровительством алдара, пользовалась его поддержкой, в свою очередь, оказывая при необходимости помощь алдару в постройке башен, составляя его ополчение, а также сопровождая алдаров во время поездок. В. Б. Пфаф отмечал в связи с этим: «…по первому призыву они обязаны представить свое ополчение или дружину в распоряжение своего покровителя, слепое повиновение делается для них священным долгом». «Фаер — саглаег» был обязан присутствовать при приеме алдаром гостей, участвовать в любом его важном предприятии. В обязанности этого сословия, в числе прочего, входили функции телохранителей, оруженосцев, конного сопровождения алдара. Некогда, составляя ополчение алдара, фарсаглаги и в последствии принимали действенное участие в его пирах, что отражено в описаниях «рыцарских банкетов осетин» {Там же, с.44-47). В подобной ситуации легко усмотреть критерии группового социального самоопределения, поведенческой стилистики сословия «фаерсаглаег». Нетрудно заметить, что определяющим здесь является все тот же этикетный комплекс «каестаериуаег».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

48 + = 52

Copyright © 2015. All Rights Reserved.