Сословная градация

Сословная градацияВ феодальных обществах в рамках одной фамилии существовала отчетливая сословная градация, поскольку низшие сословия нередко носили фамилии своих господ. В так называемых «вольных обществах» выделившиеся первоначально благодаря многочисленности и силе мужского состава «стыр», или «тыхджын мыггаг», со временем стали осуществлять по сути феодальное право контроля и распоряжения лучшими угодьями. Помимо этого «сильные» вместе с покровительством, которого у них иногда просили, распространяли на опекаемые ими фамилии свое родовое имя. По наблюдениям М. М. Ковалевского, «путешественник не только в плоскостной, но и в горной Осетии встречает сплошные селения, составленные из десятков не родственных друг другу дворов, что не мешает, однако, этим селениям носить подчас фамильное название одного из поселенных в них родов».

Если даже однофамильные поселения соответствовали структуре и интересам соседской территориальной общины, то нарушение принципа моногенности еще более ускоряло социальную и имущественную дифференциацию общинников. При оценке этических приоритетов интересно наблюдение В. Б. Пфафа: «…в смешанных аулах общественная нравственность до сих пор стоит очень низко, и жители родовых осетинских аулов издревле привыкли смотреть свысока на жителей смешанных аулов, которых они нередко величают именем абреков».. Причину таких убеждений автор объясняет тем, что «в патриархальном веке положение лиц, не принадлежащих ни к какому роду, было совершенно бесправно». По указанию М. М., Ковалевского, «обычаи осетин вполне подтверждают мысль о преследовании в преступниках родовыми сообществами нарушителей не охраняемого ими нравственного строя, а интересов всего рода или отдельных его членов».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

45 − = 40

Copyright © 2015. All Rights Reserved.