Участие мужчин в обряде

Участие мужчин в обрядеОчевидны своего рода эстафета и краткосрочное пребывание мужчин в хадзаре, т. е. не дольше, чем этого требовал церемониал. И в более позднее время, «постояв несколько минут возле гроба, мужчины удалялись — их сменяли женщины. После этого мужчины собирались во дворе, а женщины оставались в хадзаре у покойника». .

В источниках упоминается непременное участие мужчин в обряде оплакивания. Однако А. Л. Зиссерман замечал: «…но при смерти женщины мужчина не должен ни плакать, ни показывать признаков скорби». Половозрастной принцип как определяющий народная этика выдвигает и в организации поминально-похоронных циклов.

В добавление к отмеченному выше приоритету ровесников как первичному социуму можно привести эпизод из сказания о смерти нарта Созырико: «Позовите вон тех всадников, сына моего они ровесники, угостите их хорошо». Однако это уже элементы поминального порядка, в то время как указанный принцип начинал действовать задолго до поминок, «по мере скопления народа все должно делаться в установленном порядке».

Половозрастная сегрегация составляла основу упоминаемого К. Л. Хетагуровым «установленного порядка», т. е. формы и меры участия лиц в погребальных обрядах. Например, замечание о том, что «когда покойник еще лежит в сакле, к нему приходят прощаться мужчины и старые или замужние женщины», полностью исключает из этой среды молодежь. Однако известно участие холостых парней и девушек в погребальном обряде в честь того, кто был убит молнией, но это представляется исключительным случаем и связано с ритуальным пониманием чистоты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + = 27

Галерея
9164 9752 10634 11623 13640 21815

Copyright © 2015. All Rights Reserved.